Бимё Ямада

yamada_bimyou.jpg
Фотография Бимё Ямады

Бимё Ямада (山田 美妙 Yamada Bimyō, 25 августа 1868 — 24 октября 1910) — беллетрист, поэт и литературный критик. Настоящее имя Такэтаро Ямада (山田 武太郎), псевдонимы — Бимёсай (美妙斎), Бимёко (美妙子), Хикэй (飛影) и другие. Считается одним из наиболее известных японских авторов «новой литературы», то есть литературы, появившейся после реставрации Мэйдзи1, хотя продержался на пике известности очень недолго.

Бимё Ямада родился в районе Канда города Эдо провинции Мусаси (в настоящее время токийский специальный район Канда) в семье самурая княжества Намбу по имени Ёсио Ямада. Создавать литературные произведения начал ещё в школьном возрасте2. Окончил Первую токийскую среднюю школу, после чего поступил на подготовительные курсы Токийского университета. В 1885 году вместе со своими друзьями Сианом Исибаси, Коё Одзаки и Кюкой Маруокой создал литературную группу «Общество друзей тушечницы» (硯友社 Ken'yūsha), которая выпускала журнал «Библиотека мусора» (我楽多文庫 Garakuta bunko). «Общество друзей тушечницы» было очень влиятельным в литературном мире Японии вплоть до распада в 1903 году3. В журнале «Библиотека мусора» Ямада около года публиковал «Сатиру на хвастливого романиста» (嘲戒小説天狗 Chōkai Shōsetsu Tengu), своё так и не законченное произведение4. Оно стало одной из первых литературных работ, написанных разговорным языком, в противоположность книжному. Ямада считал, что книжный язык нужно максимально приближать к разговорному, и в 1889 году опубликовал «Очерк о теории единства разговорного языка и письма» (言文一致論概略 Genbun-iсchi ron gairyaku). Тем не менее, в реальности стиль письма Ямады был далёк от разговорного, поскольку он вводил в повествование европейские традиции письма: олицетворения, пассивный залог, разные лица, инверсию слов в предложении, и опускание грамматических конструкций, а также использовал запятые, точки и разделение текста на абзацы5.

Со временем между членами «Общества друзей тушечницы» и Ямадой началось отчуждение, и он разорвал связи с ним, перейдя в журнал «Цветы столицы» (都の花 Miyako no Hana), где был и автором, и редактором6. В этот период он публиковал свои работы ещё в нескольких литературных журналах7. Самыми известными литературными работами Ямады считаются исторические романы «Поля Мусаси» (武蔵野 Musashino) и «Бабочка» (蝴蝶 Kochō). Действие первого происходит в период Намбоку (1336—92) и рассказывает о храброй женщине, которая воевала бок о бок с мужем и последовала за ним на смерть. Действие второго совершается в годы войны Тайра и Минамото (1180—85) и повествует о трагической судьбе фрейлины императорского двора8. Кроме того, Ямада выпустил два японско-японских словаря и два сборника стихов разных авторов, «Избранные стихотворения нового стиля» (新体詩選 Shintaishi Sen) и «Антология нового стиля» (新体詩抄 Shintaishi Shō). Стихи самого Ямады большого признания не получили, но из одного стихотворения композитор Сакуносукэ Кояма сделал военную песню «Тэки ва икуман», имевшую огромную популярность.

Бимё Ямада женился на Кинко Тадзаве, начинающей писательнице, с которой он некоторое время переписывался, а потом встречался в течение года. В детстве на Тадзаву оказало большое влияние творчество Ямады, в частности, его роман «Бабочка». Их брак, однако, продержался только три месяца, и тому было несколько причин. Ямада женился на Тадзаве исключительно из-за денег её семьи, поскольку его собственные финансовые дела пошатнулись. К тому же он имел репутацию неисправимого волокиты и бабника и на момент женитьбы встречался ещё с несколькими женщинами. Мать и бабка Ямады, с которыми он жил, невзлюбили Тадзаву, поскольку та, погружённая в свой мир и занятая литературой, не справлялась с бытовым обслуживанием семейства, что в те времена считалось основной функцией любой японской жены. Положение усугубили журналисты, которые были в курсе этих подробностей и публиковали в газетах заметки о семейной жизни известного литератора. Не выдержав давления, жена Ямады уехала к своей семье.9. Негативное внимание журналистов послужило одной из причин заката писательской карьеры Ямады10.

Ямада умер в болезнях, бедности и одиночестве в возрасте 42 лет.

Примечания

  • 1. Louis Frédéric. Japan encyclopedia. Harvard University Press, 2005, ISBN 9780674017535, p. 596
  • 2. Nanette Twine. Language and the modern state: the reform of written Japanese. Taylor & Francis, 1991, ISBN 9780415009904, p. 144
  • 3. Frédéric, p. 511
  • 4. Jim Reichert. In the company of men: representations of male-male sexuality in Meiji literature. Stanford University Press, 2006, ISBN 9780804752145, p. 246
  • 5. Tomi Suzuki. Narrating the Self: Fictions of Japanese Modernity. Stanford University Press, 1997, ISBN 9780804731621, p. 44
  • 6. Yukiko Tanaka. Women writers of Meiji and Taishō Japan: their lives, works and critical reception, 1868-1926. McFarland, 2000, ISBN 9780786408528, p. 21
  • 7. Twine, 146
  • 8. Reichert, p. 101
  • 9. Tanaka, pp. 84—85
  • 10. Rebecca L. Copeland,Melek Ortabasi. The modern Murasaki: writing by women of Meiji Japan. Columbia University Press, 2006, ISBN 9780231137751, p. 158
Качество: 
Average: 5 (1 vote)
Категория: 

Добавить комментарий

Материалы сайта частично доступны по лицензии CC-BY-SA (подробнее...)