Масакадзу Тояма

masakazu_toyama_in_ann_arbor_in_1871.jpg
23-летний Масакадзу Тояма во время учёбы в США

Масакадзу Тояма (外山 正一 Tōyama Masakazu, встречается чтение Сёити Тояма; 23 октября 1848 — 8 марта 1900) — просветитель и педагог эпохи Мэйдзи (1868—1912).

Масакадзу Тояма родился в городе Эдо (в настоящее время Токио), в семье Тоямы Тюбэя Масаёси, самурая княжества Сидзуока, и его жены Кадоко1. При рождении он получил имя Тояма Сутэхати Масакадзу. Отец его был хатамото (прямой вассал сёгуна), служивший пехотным инструктором в военной школе Кобусё (講武所), учреждённой сёгунской администрацией2. Несмотря на статус отца, семья была сравнительно небогатой3: роду Тояма полагалось жалование в 220 коку риса4, в то время как нижняя граница жалования хатамото составляла около 100 коку, а верхняя — 10 000 коку5. В 13 лет Масакадзу Тояма поступил на обучение в Бансё Сирабэсё (蕃書調所 Bansho Shirabesho, «Учреждение для изучения варварских книг»)6, занимавшееся, как следовало из названия, изучением, переводом и изданием западной литературы7. Одним из учителей Тоямы стал видный в тогдашней Японии знаток западной мысли Ринсё Мицукури (箕作麟祥)1. Тояма начал изучать английский язык, а в 15 лет сумел стать преподавателем английского в Бансё Сирабэсё2.

masakazu_toyama_in_shanghai_in_1866.jpg
Японские студенты в Шанхае по дороге в Лондон. Тояма первый справа в заднем ряду

В 1866 году сёгунское правительство решило отправить 14 лучших японских студентов на обучение в Великобританию8. В число этих студентов попал и Тояма. Японцы проучились в Лондоне два года, однако в 1868 году сёгунское правительство перестало существовать в ходе реставрации Мэйдзи, восстановившей императорскую власть в стране. Студенты были вынуждены вернуться домой6. Тояма уехал в Сидзуоку и некоторое время работал там преподавателем2, но его способности к иностранным языкам оказались очень нужны новому правительству. Он сумел устроиться в министерство иностранных дел и в 1870 году отправился в США в качестве секретаря Аринори Мори, специального поверенного в делах. В 1872 году Тояма решил, что ему нужно дополнительное образование, и сумел получить стипендию на обучение в США, которую разделил ещё с двумя японскими студентами. Учиться он решил в Мичиганском университете, который находился в городе Энн-Арбор. Выбор был обусловлен дешевизной жизни в Энн-Арборе, где одну стипендию можно было растянуть на троих. Сначала Тояма отучился в старшей школе Энн-Арбора (Ann Arbor High School, в настоящее время Pioneer High School) и получил её диплом, а в 1873 году поступил в Мичиганский университет. Степень он получать не стал, но прошёл несколько университетских курсов и в 1876 году вернулся в Японию. Много позднее, в 1886 году, он получил от Мичиганского университета степень почётного магистра гуманитарных наук, став таким образом первым японцем, получившим учёную степень в американском вузе3.

После возвращения из Америки Тояма стал преподавать социологию в Кайсэй Гакко (開成学校) — учебном заведении, получившемся путём нескольких реорганизаций Бансё Сирабэсё9. На тот момент Кайсэй Гакко было ведущим правительственным учебным заведением, в котором читались лекции по западным наукам. В 1877 году Кайсэй Гакко реорганизовалось в Токийский университет, а Тояма стал в нём одним из немногих профессоров-японцев (в то время из-за недостатка своих преподавателей профессоров приглашали с Запада)10. Он читал лекции по психологии и социологии11, поддерживая идеи эволюционизма в трактовке Герберта Спенсера12, и стал одним из пионеров социологии в Японии13. Он же популяризовал японское слово для для этой дисциплины — сякайгаку (社会学), употребляя его вслед за своим учителем Ринсё Мицукури14. Слово «сякайгаку» представляло собой кальку с английского «sociology» и французского «sociologie» — «наука об обществе»15.

В 1877 году Тояма женился на Фусако Кавамуре, младшей сестре художника Киёо Кавамуры16. В этом браке родились сын Синсаку (1879—1924)4 и дочь Такако (1895—1921)17.

В 1882 году Тояма и его коллеги-профессора, ботаник Рёкити Ятабэ и философ Тэцудзиро Иноуэ выпустили сборник своих собственных стихов и переводов западных произведений под названием «Антология нового стиля» (新体詩抄 Shintaishi Shō). Несмотря на низкое качество как стихов, так и переводов, и явное следование старым традициям стихосложения, противоречащее заявленному новому стилю18, «Антология» оказалась первым и исторически важным шагом к реформированию японской литературы19. Особого внимания удостоилось опубликованное в этом сборнике стихотворение Тоямы «Отряд с обнажёнными мечами» (抜刀隊 Battōtai), из которого несколькими годами позже сделали популярную военную песню. Впоследствии Тояма продолжил сочинять стихи, публикуясь под псевдонимом Тюдзан (ゝ山). Он поддерживал завоевательную политику Японии и написал много стихотворений, прославлявших военную храбрость японцев и их исключительный боевой дух. В качестве примеров можно назвать такие произведения, как «Защита Японской империи» (皇国の守 Kōkoku no Mamori), более известное по первым словам «Идите, идите...» (来れや来れ Kitare ya Kitare)20; «Я горнист» (我は喇叭手なり Ware wa Rappashu Nari), посвящённое погибшему в первой японо-китайской войне (1894—95) рядовому Гэндзиро Сираками, который, будучи ранен, продолжал дуть в горн, пока не умер, а тело его нашли с горном, прижатым к губам21; и «Герой Люйшуня капитан Кани» (旅順の英雄可兒大尉 Ryojun no Eiyū Kani-Taii), о командире полка, не сумевшем из-за болезни вести своих солдат в наступление и совершившем из-за этого самоубийство на том самом месте, где он упал, будучи не в силах идти в атаку2223.

masakazu_toyama_1898.jpg
Тояма в 1898 году (50 лет)

Помимо стихосложения, Тояма принимал участие в дискуссиях о театре и живописи. Так, он был активным членом «Общества по реформированию театра» (演劇改良会 Engeki Kairyō Kai), основанного в 1886 году и призванного улучшить представления традиционных театров но и кабуки. Под улучшением он понимал приближение к европейскому театру, который считал более нравственным и утончённым, нежели японский. Тояма утверждал, что в театральных представлениях необходимо задействовать искусственное освещение и сложный реквизит, а также отказаться от традиционных для театра но масок и выпускать на сцену актёров с открытыми лицами. В кабуки же следовало покончить с исполнением всех ролей мужчинами и отдать женские роли женщинам24. Тояма критиковал японское изобразительное искусство и суммировал свои мысли в лекции «Будущее японской живописи» (日本絵画の未来 Nihon Kaiga no Mirai), прочитанной в 1890 году. В ней он утверждал, что на японских картинах «всё как в тумане» и они, будучи декоративными, не содержат в себе никакой глубокой мысли. Тояма призывал японских живописцев уделять больше внимания теме своего искусства, отдавая предпочтение современным вопросам. Из-за этой лекции вспыхнул спор Тоямы с писателем и критиком Огаем Мори, который утверждал, что и тема картины, и художественные средства, с помощью которых она создана, обладают самостоятельной ценностью. Тояма не ответил на возражения Мори, вследствие чего последнего признали победителем в споре25.

Высказывался Тояма и в отношении назревших реформ общественной жизни. Он ратовал за высшее образование для женщин и в 1886 году обратился к западным христианским миссионерам с призывом открывать в Японии женские колледжи. Однако в понятие высшего женского образования у Тоямы входили в основном разнообразные «женские искусства»: чтение, письмо, шитьё, музыка, изящная беседа и т. п., так как новой японской элите, образованной на западный манер, требовались соответствующим образом выученные жёны. Преподавание наук, в особенности ествественных, он полагал для женщин ненужным и рекомендовал приглашать в женские колледжи лекторов для чтения научных курсов не чаще раза или двух в месяц, если уж совсем нельзя было без этого обойтись. Учительницам же он советовал обращать внимание не на успеваемость учениц, а на приглашение их к себе домой, чтобы научить их западным манерам и способам ухода за детьми26. Кроме того, Тояма призывал отказаться от иероглифов в японском языке, заменив их каной или латиницей27, чтобы как можно скорее избавиться от китайского влияния в языке и перейти на западную основу28, а также распространить изучение английского языка29.

Деятельность Тоямы в области просвещения принесла ему признание и высокие должности. В 1886 году он стал ректором Токийского университета30, а годом позже вошёл в состав членов Токийской академии наук (東京学士会院)31. В 1889 году Тояма вместе с двумя другими деятелями образования, Юдзиро Моторой и Найбу Кандой, основал рядом с парком Сиба в Токио «Нормальную приготовительную школу» (正則予備校) для подготовки учеников к поступлению в вузы. В 2000-х годах она продолжала существовать под названием «Старшая школа Сэйсоку» (正則高等学校)32. В 1890 году Тояма вошёл в Палату пэров (верхнюю палату парламента)1, а в 1898 году 2 месяца занимал должность министра образования в третьем кабинете премьер-министра Хиробуми Ито3334.

Скончался Тояма 8 марта 1900 года в возрасте 51 года от отита среднего уха35, перешедшего в воспаление мозга6. Похоронен на кладбище Янака в Токио36.

Примечания

Качество: 
Голосов еще нет
Категория: 

Добавить комментарий

Материалы сайта частично доступны по лицензии CC-BY-SA (подробнее...)